Шаманские обряды.

Шаманские обряды играются не в случайных местах, а в определенных святилищах. Каким образом выбирались священные для шамана места из множества других, и по сей день загадка. Существует гипотеза о том, что древние люди "ощущали особые свойства местности" и там устраивали места поклонения. Беспричинный страх людей, зверей и птиц в пещере "Черного дьявола", говорит в пользу приведенной загадки.

В начале обряда шаман входит в особое, экстатическое состояние. Это необходимо для "отделения" души от тела. Некоторые ученые сравнивают экстатическое состояние шамана с клинической смертью без наступления таковой. По верованиям сибирских народов шаман мог предсказать будущее, сообщить о приближающихся несчастьях, отослать свою душу в иные миры, узнать, что где происходит, лишь по возвращении души шаман определял судьбу страждущих.

Шаманские камлания ученые сравнивают с состоянием нервно-истерического припадка. Шаманами могут быть, как правило, люди впечатлительные, страдающие галлюцинациями, даже склонные к эпилепсии, но регулирующие, благодаря специальной тренировке, свое состояние. Шаманы нередко прибегают к помощи искусственных возбудителей, принимают различные наркотические средства, приводящие их в экстаз.

Будучи психически больным человеком, шаман, тем не менее, в далекие времена считался исцелителем болезней, способным изгнать злых духов. Он не столько лечит самого человека, сколько лечит Мировое дерево, сохраняя неустойчивое равновесие между полярными силами бытия. Символика шаманизма тесно связана с небесной механикой, но звучит в экзотических образах. Последнее связано с тем, что шаман становится шаманом только после того, как он самостоятельно, своим собственным, обыденным языком доходит до древних жреческих формул и так же непосредственно, без каких-либо канонов, использует их в своей практике.

Шаман играет мистерию природы, потому что, если он не будет ее играть, то мир погибнет.

Наиболее распространенная функция шаманов - врачевание. В круг ритуальных обязанностей шамана также входило добывание у духов-хозяев душ промысловых животных, скота, младенцев для бездетных супругов; шаман добывал удачу для охотника, усмирял непогоду, гадал, провожал души умерших, изгонял проникших к людям злых духов. Во время камлания шаман совершал символическое путешествие по сферам вселенной; при этом он призывал то одного, то другого из своих духов-помощников, вступал в поединки с духами болезней, уговаривал духов-хозяев исполнить просьбы, преподносил им свои дары и, получив искомое (душу больного, охотничью удачу и т.д.), передавал его просителям

Большую роль в путешествиях шамана по сферам космоса играл его бубен. Почти у всех народов Сибири было распространено представление о бубне как о ездовом животном шамана (олене, лосе, коне). Во время камлания бубен осознавался не только как ездовое животное шамана, но и несколько шире - вообще как средство передвижения: если по ходу действия шаману предстояло плыть по реке, бубен считался лодкой, а колотушка веслом; соответственно осмыслялись и его отдельные части: обтяжка - как "дно" лодки, обечайка - как ее "борта".

Поскольку дорога шамана к духам была опасной и ему часто приходилось иметь дело с враждебно настроенными существами, вступать с ними в борьбу, бубен считался еще и боевым снаряжением шамана: луком, броней, щитом. Многие металлические детали и подвески осмыслялись как мечи, стрелы или сабли.