Семейные охранители.

Семейные охранители, связанные вместе называются тайныквыт. Буквально это слово значит <помощники в несчастьи>. На одном и том же ремешке привязаны совершенно различные по своему назначению охранители. По мнению Тана - Богораза, они связаны вместе только для того, чтобы не потерять их во время постоянных перекочевок.

Обычно связки охранителей привязываются к основному деревянному изображению. <Деревянный дух> с привязанной к нему связкой охранителей становится покровителем и получает название <хозяин оленей> к'аакэн этынвыльын.

Сказка, начало которой привел Богораз, продолжается рассказом о том, как деревянные люди-огнива сделали несколько пастухов и послали их стеречь стадо. На следующее утро пастухи исчезли, а вместо них осталась связка охранителей. Число деревянных изображений в этой связке соответствовало числу пастухов.

Другой эпизод, часто встречающийся в сказках, описывает, как юноша, желая создать себе стадо, толкнул ногой груду сучьев, лежавшую в лесу. Одни сучья превратились в оленей, другие - в пастухов.

Число деревянных изображений в связке колеблется от десяти-пятнадцати до нескольких десятков. Каждую весну вырезаются новые изображения из тальничных веток. Они необходимы на празднике рогов <килвэй>. Иногда сразу делаются пять или даже десять штук, особенно когда семья собирается делить стадо, а следовательно, и домашние амулеты. Каждый вернувшийся с охоты или из торговой поездки привозит с собой хотя бы один сучок из леса, через который он проезжал. Изображение, вырезанное из этого сучка, присоединяется к остальным изображениям. Когда накопляется слишком много связок охранителей, самые старые сжигаются на празднике рогов.

В связке охранителей имеются особые изображения. Одно из них - <деревянная женщина> (уттын'эв) , называемая также <госпожа> (н'эвъэрмэчьын). Это деревянная фигура, снабженная признаками, указывающими на ее пол, иногда это просто раздвоенный на конце сучок, завернутый в кусок кожи, представляющий женскую одежду.

Другая фигура изображает деревянную женщину с человеческим лицом и с туловищем тюленя. Она завернута в шкуру, и к ней приделан большой совок, в который кладут жертвоприношения. Маленькие мисочки для жертвоприношений вообще часто прикрепляются к изображениям охранителей. Эта женская фигура считается главной <госпожой дома> и покровительницей стада.

Также существует <деревянный мужчина> (оттык'лявыл или отторавэтльан). Эта человекоподобная фигурка считается мужем <деревянной женщины>. На таких <мужей> никогда не надевают одежды. Формы их разнятся в зависимости от вкуса и воображения сделавшего их человека. Иногда делается только одна голова, и такое изображение называется <деревянной головой> (уттылевыт). В других случаях раздвоенный на конце сучок снабжают грубо сделанным лицом и он считается начальником стада и мужем <госпожи>. <Деревянный мужчина> и <деревянная женщина> называются иногда к'аматагын и k'аман'аут по аналогии с наиболее употребительными чукотскими именами. Это означает <дух-край> и <дух-женщина>. Другие фигуры в связке охранителей считаются детьми и родственниками двух главных фигур. Женские фигуры охранителей обычно обернуты в кожу, мужские - нет. Мужских фигур больше, чем женских. Все эти фигуры, взятые вместе, называются <люди из связки охранителей> (тайн'ыквыт - о'равэтльат).

У оленеводов Колымы есть в связке охранителей маленькие деревянные изображения челнока. Надо заметить, что в своей хозяйственной жизни колымские оленеводы мало пользуются челноками, не умеют делать их и редко покупают их у русских. Таким образом (по Тану - Богоразу), изображения челноков в связках охранителей служат новым доказательством того, что в древние времена все чукчи жили на берегу океана и занимались морским промыслом. В связках охранителей имеются еще так называемые энаат. Это части погребальной одежды. Каждый взрослый член семьи берет часть от одежды покойника незадолго до исполнения последнего обряда погребения, и взятые части прибавляются к семейной связке охранителей. С мужской одежды снимаются пояса, с женской - узкие полоски меха от обшивки ворота. Все эти кусочки сплетаются или сшиваются вместе и привешиваются к связке охранителей. Эти подвески тоже представляют главных хозяев стада и вообще имеют то же значение, что и деревянные изображения. В связи с этим охранители вообще представляются предками семьи. В разговорной речи они обычно называются <древними> или <умершими>.

К числу охранителей также относятся головы воронов (вэлвылевытти), которые подвешиваются в натуральном виде или в виде деревянных изображений. Головы волков подвешиваются в виде деревянных изображений. Лисицы, росомахи и зайцы представлены либо деревянными изображениями, либо черепами. Встречается также и изображение головы полярного медведя. Среди охранителей у чукоч всегда находим и деревянное изображение собаки. Но чаще всего употребляются черепа песцов.

В расположении всех этих охранителей нет определенного порядка. Обычно каждая связка представляет собою подбор охранителей в различных сочетаниях. Порядок размещения зависит от случайных указаний, полученных их владельцем во сне, при встрече с диким зверем и от прочих магических поводов или же от приказания старика, либо шамана. Такая неопределенность объясняется зыбкостью религиозных взглядов чукоч, еще не выработавших определенных форм, и указывает на первобытную ступень религиозного сознания.

У приносимого в жертву оленя, в особенности если что-нибудь в его внешности является необычайным, для связки охранителей вырезается из головы кусок шкуры. У пушных зверей и морских млекопитающих отрезают и привязывают к связке охранителей кончик носа.

Камни необыкновенной формы, например, со сквозным отверстием, также присоединяются к связке. Головы воронов, в соединении с человекоподобными изображениями, представляют <помощников> в делах потустороннего мира, голова <волка-помощника> имеет силу здесь, на земле; головы лисы, зайца и полярного медведя и носы пушных зверей помогают при охоте на этих зверей. Камни представляют землю, по которой ходят <люди> из связки охранителей (тэнтин - <земля для хождения>). Так как черепа животных и камни употребляются при гадании, то предполагается, что и <люди из связки охранителей> употребляют их для этой же цели.

Деревянное изображение собаки представляет собаку, принадлежащую <главному хозяину> из связки охранителей. Он пользуется ею для охоты.

Связка охранителей имеет по отношению к стаду и дому такое же значение, как и доска для добывания огня, и также участвует во всех праздниках и жертвоприношениях. Когда семья хочет делиться, связка охранителей разрезается на столько частей, сколько наследников, и каждому из них достается часть.

Случается, что при появлении в районе какой-нибудь болезни, духу болезни подносят в виде очистительной жертвы огнивную доску и связки охранителей. Для этого священные предметы раскладываются на земле и все члены семьи, один за другим, стряхивают на них свои воображаемые болезни. Затем доску и связки охранителей уносят и оставляют в тундре. Считается, что таким способом семья отдает <духу болезни> всю помощь и счастье, которую она имела. После этого семья должна собирать новых охранителей, что, конечно, сделать нетрудно.