Охранители и священные предметы.

Религиозные верования и обряды, оленных и береговых чукоч в основном одинаковы. Однако материальная форма религии, у тех и у других, представляет больше различия в зависимости от хозяйской жизни, свойственной оленеводам и охотникам. Материальная святыня в части личных амулетов и охранителей одинакова у обеих групп, а также у азиатских эскимосов. Напротив того, семейные охранители целиком связаны с хозяйственной жизнью семьи. Оленеводческие семьи пользуются своими охранителями и амулетами для защиты от злых духов. Приморским жителям они обеспечивают удачную охоту. Тоже самое можно сказать и относительно части обрядов. Обряды, связанные с рождением, браком и смертью, у обеих групп чукоч и у азиатских эскимосов в основном одинаковы. Иначе дело обстоит с семейными праздниками. Семейные праздники образуют годовой цикл. Каждому сезону соответствует основной праздник, причем праздники эти связаны с хозяйственной жизнью семьи. Поэтому семейные праздники резко отличаются от праздников приморских жителей. Самое большое различие в этом смысле, существует между чукчами-оленеводами и азиатскими эскимосами. Напротив того, некоторые из праздников приморских чукчей похожи на аналогичные праздники оленеводов, и существующие между ними различия, суть лишь результат различий в материальной культуре. С другой стороны, многие из праздников приморских чукоч напоминают религиозные обряды азиатских эскимосов. В этом отношении, как и во многом другом, приморские чукчи представляют собой середину между азиатскими эскимосами и оленными чукчами. У каждой семьи есть, сверх того, свои материальные и обряды, но они отличаются от святынь и обрядов других семей определенными подробностями.